Маркос Вамвакарис (греч. Μάρκος Βαμβακάρης, 10 мая 1905, Сирос — 8 февраля 1972) — один из самых известных греческих музыкантов, композиторов и исполнителей музыки жанра рембетика. Считается основоположником этого музыкального стиля.
Родился на острове Сирос в семье католиков. Будучи крупным греческим портом, Сирос всегда был известен своей большой католической общиной. Позже одна из самых известных песен Вамвакариса будет названа греч. Φραγκοσυριανή (то есть католическая девушка с Сироса).
В 1917 году, когда Вамвакарису исполнилось 12 лет, он покинул родной Сирос и поехал в Пирей, где работал несколько лет грузчиком, позже шахтером. Здесь он научился виртуозно играть на бузуки и начал сам писать музыку. В то же время начал принимать гашиш.
В 1933 году была записана первая 78-скоростная пластинка бузуки Вамвакариса, одна сторона которой содержала песню греч. Έπρεπε να 'ρχόσουνα μάγκα μες στον τεκέ μας, другая — инструментальную бузуки-импровизацию. Однако в 1936 году была введена цензура диктаторским режимом Иоанниса Метаксаса, и музыка рембетика была запрещена. С оккупацией в 1940 наступают тяжелые времена для всей страны. Песни Вамвакариса считаются устаревшими или несовременными. Признание мастера приходит лишь в конце жизни. В 1970-е годы музыка рембетика стала популярной даже среди молодежи. После смерти композитора, его дом в Ано-Сирос стал домом-музеем.
Ребетика (рембетика, ремпетика) (греч. ρεμπέτικα), стиль городской авторской песни, популярный в Греции в 1920-е — 1930-е гг. Возник в результате слияния фольклора ребетов (греческих «блатных») с музыкой репатриантов из Малой Азии. Песни исполнялись под аккомпанемент струнных щипковых инструментов бузуки и багламас в закрытых помещениях. Чаще всего их можно было услышать в теке — специализированных кофейнях, в которых курили гашиш. Язык большинства текстов ребетики — криминальное арго 1920-х гг., включавшее в себя много турецких слов. Сюжеты песен обычно были связаны с воровской жизнью; гашиш играл в них примерно ту же роль, что алкогольные напитки в русском «блатняке». Традиционное пластическое сопровождение ребетики — танец зейбекикос, исполняемый на небольшой площадке, иногда не превышающей квадратного метра.
С самого своего зарождения ребетика считалась «упадочной музыкой», и ее распространение не выходило за пределы теке. После установления диктатуры Метаксаса (4 августа 1936 г.) многие авторы и исполнители ребетики подверглись репрессиям. В послевоенные годы власти также делали всё возможное, чтобы вычеркнуть ребетику из истории греческой музыки. Знаменитый исследователь, собиратель и комментатор ребетики Илиас Петропулос в конце 1960-х гг. был посажен в тюрьму за издание книги «Ребетология», а впоследствии эмигрировал в Западную Европу.
В настоящее время греческая культурная общественность пришла к осознанию ценности ребетики и пытается возродить ее исполнение. Однако в данном случае речь идет скорее об архивных реконструкциях, чем о сочинении новых песен в этом стиле.
#authenticfolk
#КопателЪ